ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.
Педагоги, сторонники достижения к концу начального обучения оптимальной скорости чтения, понимают, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Если ученик читает ниже нормы, то для приготовления домашнего задания он затрачивает несколько часов. При обследовании одной из школ был найден ученик  9 класса, который читал всего 38слов в минуту. Такую скорость имеют обучающиеся первого класса на конец учебного года. В 9 классе домашнее задание в среднем на один день составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на38 получается примерно170 минут, или около 3 часов необходимо такому ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения естественно, что он за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже 9 часов; ещё прибавим 6 часов, которые ребёнок провёл в школе, - то получится 15 часов, да при этом ещё не учли: ведь есть ещё письменные задания. А в 9 классе это задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, сочинения по литературе. Если всё это сложить, то ясно, что 24 часов в сутки не хватит, чтобы выполнить домашние задания. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И никакой самый талантливый учитель не в состоянии ему помочь до тех пор, пока его не научат элементарному – читать.
Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшеклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.
90 слов в минуту на конец начальной школы  - это норма, которая не обеспечивает успешное обучение на следующем уровне. По мнению учёного В.Н.Зайцева, чтобы учиться на «4» и «5» в основной и старшей школе, выпускник начальной школы должен читать не менее 120  слов в минуту. (Собственные наблюдения это подтверждают: в 2011 году был выпущен класс, в котором было 7 медалистов. Все они, заканчивая начальную школу,  читали от 126 до 160 слов в минуту. Смогли закончить только основную школу и ушли после 9-ого класса ученики, которые читали в конце 4-ого класса со скоростью 80-90 слов в минуту.)
Читающие дети, как правило вырастают у читающих родителей. В эпоху докомпьютерную, тем более дотелевизионную, домашнее чтение было традицией во многих семьях, особенно тогда, когда дети ещё учились в младших классах. А сегодня? Вернувшись из школы, мальчики и девочки тут же бегут к компьютеру, даже обедают вместе с ним, и на два, три и более часов отвлекаются от реальной жизни. В наше время для школьников это главное и нередко единственное увлечение.
Мозг ребёнка привыкает работать с минимальными усилиями, становится неспособным для трудоёмкой творческой работы, скажем, над книгой. Недаром говорится, что чтение для ума всё равно что физическое упражнение для тела.
Как всё-таки приобщить ребят к чтению? Хорошо, когда классные руководители делают это совместно с родителями. 
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Известны примеры этой закономерности.
Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Очень часто взрослые советуют детям положить книжку под подушку. Этот совет означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним событием дня.
Общеизвестно, что в семье Ульяновых, как и во многих дворянских семьях, было традиционным вечернее чтение. Семья собиралась за столом, родители и дети по очереди читали книгу. Это было последним ярким впечатлением дня, это укрепляло интерес к чтению. Впоследствии, В.И.Ленин читал про себя более 600 слов в минуту. К сожалению, в наш стремительный век книгу заменили телевизор и Интернет. И дети, придя домой из школы зачастую и не открывают книгу. Только родители могут настроить ребёнка на чтение перед сном, создать ему условия.
Советы родителям детского писателя Сергея Коловоротного:
Совет первый – как можно раньше начинайте читать своим деткам хорошие книги. Чтение вслух – отличное начало для знакомства с литературой. Разумеется, для этого нужно и время, и желание. Родителя, которым небезразлично, каким будет их ребёнок, кем он вырастет, я уверен, найдут и первое, и второе. Впрочем, и ребёнок оценит это, ведь дети всё чувствуют, они даже смогут ощутить, какое у вас настроение в данный момент, по вашему голосу, по интонациям.
Книги в вашем доме должны занимать достойное место. Освободите несколько полок в шкафу и расположите там несколько рядов хороших детских книжек. Пусть ребёнок видит, что в семье отношение к книгам уважительное.
Совет второй – дайте ребёнку посмотреть хороший фильм или мультфильм, а потом предложите почитать книгу: там ещё интереснее написано! Если ребёнку понравилась тема, он проявит интерес и к книге. Для примера – в середине восьмидесятых после выхода фильма «Гостья из будущего» книги Кира Булычёва о девочке из будущего  Алисе Селезнёвой в библиотеке взять уже было почти невозможно – они переходили из рук в руки.
Совет третий – покажите ребёнку собственный пример чтения. Отлично помню из детства такую картинку – читающих папу и маму. Это производило впечатление и вызывало собственный интерес. Рискуя сломать себе шею, я подставлял к книжному шкафу табуретку и перебирал на полках книги. Перечитывал самые интересные  множество раз. Не поленитесь, сходите с ребёнком в библиотеку. На первых порах помогите ему выбирать книги. За советом можно обратиться к работникам библиотеки – им-то хорошо известно, что любят читать дети разных возрастов.
«Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце»
                                                                                                  У. Теккерей
 
© 2020. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя Школа №101 с углубленным изучением математики и информатики" 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская 52, sch101sch@yandex.ru, (39197) 75-99-60