Школа №101

Контакты Фотогалерея Форум Гостевая книга
 
Воспоминания о школе Кузиной Нелли Сергеевны
Визитка - Наша история
Автор: Jane   

Где же мы? Где же мы? Куда нас занесло?
Пред нами Кежма – рыбацкое село.
А в Кежме, где б ты ни был, по делу иль  в гостях
Тебя ангарской рыбой, конечно, угостят.



Так писала о моем селе красноярская поэтесса Аида Федорова. Родилась, росла и закончила школу я в селе Кежма, где сейчас сроится Богучанская ГЭС. Красивая суровая природа, чистый таежный воздух, величавая Ангара… А еще люди: добрые, трудолюбивые, улыбчивые. Но нельзя сказать, что это был Богом забытый край. До революции сюда привозили ссыльных. Рядом с моей бабушкой жил матрос с крейсера «Очаков». Я дружила с его внучкой. В 30-е годы – репрессированных. А.Рыбаков в своем романе «Дети Арбата» хорошо описывал природу и быт наших мест. Один из его героев жил в соседней деревне.
Во время войны к нам приехала семья Героя Советского Союза генерала Полбина. Я играла с их дочерью, а моя мама дружила с его женой. Вечером они долго о чем-то разговаривали. Ну а я до сих пор помню, какие красивые туфельки были у моей подружки, а о голубых атласных лентах в ее косичках я и не мечтала. Я впервые увидела, что едят ножом и вилкой, а посуду  моют в двух водах и вытирают полотенцем. Общение с такими людьми многое давало и нам, детям, и моим односельчанам.
Самое первое сильное удивление я испытала, когда к нам после войны привезли несколько семей немцев из Поволжья. Такие же как мы, но говорили как-то странно, а самое главное – они понимали друг друга. Так я впервые услышала немецкую речь. Потом мы стали общаться, я дружила с девочками, которые не знали русского языка, и мне приходилось их учить. Это были мои  первые «уроки» немецкого языка. В нашей семье помогала по хозяйству немка Мария. Я слышала, как они разговаривают, немецкую речь, знала много слов домашнего обихода. А еще она часто пела грустные немецкие песни.
Эти семьи привезли нам культуру быта: перед домами появились палисадники, на окнах белоснежные марлевые занавесочки, а на полочках – «кружева» из бумаги. Все чисто, уютно, красиво. Когда я пошла в школу, в моем классе были ученики с необычными фамилиями: Кох, Шемберг, Крюгер, Баус и т.д. Немецкий язык и культура прочно вошли в мое сознание.
Мои родители – учителя по профессии. Во время войны мама была директором школы, мы и жили при школе. Отец – в военном училище. Но на  фронт он не попал. В 1944 году, когда фашистов выгнали с нашей земли, папе дали «бронь» как учителю.
Родителям было некогда заниматься нами. Отец мой всегда много читал, научил меня читать в пять лет. Помню первое стихотворение, которое я выучила наизусть – «Белеет парус одинокий» Лермонтова. Читала я много, родители просили рассказывать, о чем эта книга. А мне было удивительно: они что, не читали этих книг?
У нас дома по праздникам собиралась наша деревенская интеллигенция. Пили чай, говорили о войне, о политике, о книгах. Мы, дети, были рядом и слушали. Такими были мои первые «университеты». Потом появилось радио, привезли «кино». А в основном мы были предоставлены сами себе. Летом – на берегу Ангары, в лесу (ели все, что можно было), зимой – в снегу, на санках с горки. Да и по дому надо было помогать: принести воды, убрать за  скотиной, полить огород. А потом у нас с братом появилась маленькая сестренка Валя, забот прибавилось.
Я с детства видела, что такое нелегкий учительский труд. Отец (директор школы) уходил на  работу рано, мы еще спали. Мама вставала в 5 часов, топила печь, готовила и проверяла тетради (она вела математику). Конечно же разговоры о школе. Я знала жизнь школы изнутри. Потом мне все это помогало в работе.
Я больше общалась со своей бабушкой. Она видела падение Тунгусского метеорита (он упал в 100 км от нашего села). С ней было интересно. Она научила меня любить и понимать тайгу, даже в самый  неурожайный год мы приносили много грибов и ягод. К ней приходили за советом, за добрым словом. Она лечила травами, настоями, «мяла бока и брюхо». Все это я видела и запоминала. Светлая ей память.
Мне очень везло на учителей. С благодарностью вспоминаю учителя физкультуры Карнаухова Константина Сергеевича. В нашем крошечном зале он учил нас играть в баскетбол. Я закончила школу, у меня был 1 юношеский разряд по гимнастике, 2 – по лыжам.
Когда я училась в 8 классе, к нам в школу пришли молодые учителя – выпускники Ленинградского пединститута. Среди них учитель немецкого языка Галина Сергеевна. Высокая, красивая, загадочная, всегда со вкусом одета (а это важно для учеников). Уже в те годы, в начале 50-х, мы на уроках прослушивали пластинки с текстами на немецком языке.
В школе была хорошо поставлена самодеятельность. Галина Сергеевна ставила с нами сценки из немецкой классики: «Коварство и любовь», «Разбойники» Шиллера, читали лирику Гете и Гейне. Я, конечно же, принимала в этом участие. И когда я заканчивала школу, мой выбор был уже сделан – пединститут, иняз.
И вот я в Красноярске. Вступительные экзамены. Волнения. На экзамене по русскому языку преподаватель спрашивает меня: «Вы откуда? У вас такой необычный говор». На Ангаре говорят протяжно и «якают», много необычных слов: «отымалка» (кухонное полотенце), «ланись» (в прошлом году), «тетеря» (неловкий человек) и т.д. Мы с ней долго говорили на эту тему. Это уже позже, в 70-е годы на Ангару поехали студенты собирать местный фольклор.
Еще не было приказа о зачислении, а я уже тренировалась в спортзале. Позднее я вошла в сборную пединститута, затем города и края по гимнастике. Проблемы свободного времени не было: учеба, тренировки, сборы, соревнования. Я впервые увидела Ленинград, Москву, другие города. В конце 5 курса я вышла замуж и получила направление в «девятку». Начался новый этап в моей жизни: молодая семья, работа в школе. Нас, несколько молодых специалистов, привезли в город на автобусе, распределили по школам города. Меня взяли в 101-ю.  очень хотелось посмотреть, какая она, моя школа, в которой мне предстоит встретить своих первых учеников? Вечером этого же дня мы с мужем прогулялись по адресу. Поднимаемся в горку и останавливаемся, пораженные необыкновенным зрелищем: на возвышении в соснах стоит здание, освещенное вечерним солнцем, все окна блестят в его лучах. И сама школа – новая, светлая, легкая, как будто корабль плывет по зеленому морю. Я еще тогда и не предполагала, что 47 лет проплыву на  этом «корабле»…
Сейчас, когда я уже не работаю, часто думаю о школе, о своих учениках, о коллегах. Уверена, выбор мой был сделан правильный.  Я не представляю себя на другой работе и ни разу не пожалела, что выбрала такой путь и оставалась верна школе 101, хотя неоднократно могла пойти на повышение.
Сегодня я благодарна всем моим директорам, завучам, наставникам. Все они разные: Хворостовская В.Г. – это интеллигентность и такт, Кравченко М.А. – трудолюбие, настойчивость в работе; Шпакова З.Н. – твердость характера, умение видеть главное; Мозалева Л.Г. -  сдержанность, терпение; Хоровенько Е.Г. – преданность школе, четкость в работе.
У нас были хорошие завучи – учителя учителей: Рыжова М.Ф., Гурьянова З.Н., Михеенко Н.И., сегодня – Коробейникова Е.В.  Они многому меня научили. Мы с Зинаидой Николаевной Гурьяновой жили рядом, на Парковой, и часто ходили в школу вместе (это 15-20 минут). За это время мы успевали поговорить  о новинках литературы, о фильмах, о жизни, но никогда о школе. Зинаида Николаевна была человек интересный, эрудированный, с хорошим чувством юмора. Когда мы подходили к дверям школы, она открывала дверь, пропускала меня и говорила: «Сначала молодость, потом красота». Так получалось, что она вела литературу в тех классах, где я была классным руководителем. Приглашала к себе. Ее уроки – это песня. Ничего не надо было говорить, надо было видеть! Я благодарна ей за все. Светлая ей память.
За годы общения с Гурьяновой З.Н. у меня появился свой стиль ведения уроков, свои методы обучения. Я старалась, чтобы на моих уроках было интересно, чтобы я видела горящие глаза ребят, чтобы на мой урок они шли с удовольствием. Поэтому, игра, импровизация, неожиданность, удивление, интерес.
Мозалева Л.Г., директор школы № 101 с 1983 по 1998 год: «…она успевала делать все, на ее уроках царила доброжелательная обстановка. С большой выдумкой, умением найти нужные слова, юмором Нелли Сергеевна строила свои уроки и общение в коллективе. На уроках вместе с учениками то отправлялась в какое-то путешествие, то устраивала кукольное представление. Когда в школе поставили первый компьютерный класс, сразу стала проводить там уроки. Нелли Сергеевна постоянно в центре всех дел в школе: если КВН, то она в жюри, если открытое мероприятие или праздник, она обязательно принимала в нем участие. Всегда помогала молодым специалистам освоиться в коллективе…»
Вспоминая свои школьные годы, своих учителей, наставников, мне хотелось, чтобы  ученики видели во мне интересную личность.
Я сама – увлеченный человек – много ездила по стране, мне везло на интересных попутчиков. Когда появилась возможность ездить за границу, я не могла ею не воспользоваться. Мы с ребятами на уроках часто мысленно гуляли по Берлину, Мюнхену, путешествовали по Рейну, по Австрии. И вот я все это вижу своими глазами, узнаю. Ощущения необыкновенные! Конечно же, я обо всем этом рассказывала своим ученикам, привозила сувениры, открытки, даже автобусные билетики. Много рассказывала о немецкой культуре, обычаях. Это вызывало у ребят интерес и желание увидеть все своими глазами. Мне звонят мои ученики или при встрече говорят, что они путешествовали по Европе, были в Германии, и знание языка им очень  пригодилось. Благодарят.
Сергей Понукарин, выпускник 1971 года пишет на сайте школы: «Школе 101 – 50!  Сколько добрых воспоминаний! Моим классным руководителем была Кузина Н.С. Так получилось, что она учила моих сестер Таню и Лизу, а потом и дочерей Веронику и Наташу. Целая династия Понукариных! Вероника очень любила немецкий язык. Закончила красноярский иняз и сейчас живет в Берлине, работает в университете, преподает немецкий язык эмигрантам. Мы все благодарны школе 101.»
Моя ученица Терентьева Алина тоже закончила педуниверситет, была на стажировке в Германии, сейчас работает в школе 101.
Наша выпускница Вера Голдырева преподает в Красноярске.
Кроме того, я все годы работы была классным руководителем. У меня 5 выпусков. Было всякое: ругала, воспитывала, боролась за каждого. Помню, однажды мои ребята что-то натворили. Я их ругала громко и от души. Досталось всем. Потом одна девочка подходит ко мне и говорит: «Вы ведь все равно нас  любите…» Хотелось, чтобы им было хорошо в школе, комфортно и уютно. Мои ребята были всегда общественно активны, принимали участие во всех школьных делах, спортивных праздниках, самодеятельности.
Я помню и люблю всех своих выпускников. Но больше всего любят тех, кто первые. Это выпуск 1970 года. Вот что они пишут: «1964 год. К нам пришла новая «училка». Первые встречи показали, что она не суровая, добрая и даже стеснительная. Через некоторое время Нэля (так мы называли ее между собой) на классных собраниях стала нам предлагать разные мероприятия: сборы, вечера, КВНы и т.п. И мы пошли на это, и мы втянулись. Нам было интересно. Иногда Нэля влияла на двоечников, по-своему, без ругани и отчитывания. Привлекала нас к «общественной нагрузке»: пионерия, комсомол, политинформация, озеленение класса, стенгазеты, шефство и т.п. Но для нас это было не главное. Главное – была интересная жизнь – вечера, походы в театр, тайгу, на Столбы, КВНы, новый год, «картошка» в деревне, поездки по стране. И еще много чего было… Но самое главное, Нелли Сергеевна вложила в нас оптимизм, добро, порядочность, целеустремленность, понимание настоящего в жизни.  И многое-многое еще, что помогло нам состояться потом. Сейчас, с высоты прожитых лет понимаем, что тогда для нас было – приход новой «училки»…»
Спасибо им  за добрые слова. Но они и не догадываются, что они меня тоже учили. Учили работе классного руководителя. И сейчас, когда им под 60, я радуюсь их успехам, дружбе и встречам.
А радоваться есть чему. Люда Марюта (Митюкляева) была директором Гимназии № 91 (светлая ей память), Сергей Ивченко – кандидат наук, доцент КТИ, директор ГПТУ-47; Ольга Чижова (Абрамова) и Нина Захарова – имеют звания «Почетный работник общего образования»; Галя Афанасьева (Копылова) – начальник отдела налоговой инспекции города, Сергей Савельев – разработчик тренажеров и АСУ для АЭС г. Москва; Козлинский Володя – зам.начальника цеха РХЗ ГХК; Сидорово (Омшина) Наташа закончила вместе с дочерью  Академию художеств в г. Санкт-Петербурге, занимается организацией выставок, творчества ее дочери известно в городе, крае, России.
Многие ребята стали инженерами, медиками, рабочими-профессионалами. Удачи им всем.
В нашей, казалось бы, однообразной учительской работе бывали курьезы, случаи, которые запоминаются на всю жизнь.
Моя ученица Захарова Нина (сейчас учитель школы № 100) так выразительно, с хорошим произношением читала наизусть стихотворения Бертольда Брехта, что у меня потекли слезы, слезы умиления. Такое не забывается. Она и сама пишет стихи. Вот одно из них.


Глаза закрываю и вижу как будто вчерашнее:
Знакомые лица, народ над уроком корпит,
И Нелли Сергеевна, юная классная наша,
На поросль младую, светло улыбаясь, глядит.

Ах, Нелли Сергеевна! Вы нас учили отважно
Единственно верной науке добра.
Все в мире проходит, лишь это останется важным
И нужным не меньше, чем было потребно вчера.

Какими мы были? Наивными, может, смешными.
Какими мы стали? Да разными… Кто разберет?
Но ваше веселое, ваше любимое имя,
Как юность свою, не забудет наш классный народ.


Или еще. Идет обычный урок, но чувствую, что-то не так: нет внимания, возня. После урока спрашиваю Андрея: «В чем дело?» А он:  «А у  вас новые часы…»
Моей школе – 50 лет. Осмысливая свой трудовой путь, я благодарна себе за то, что всю жизнь, 47 лет, проработала в школе 101, что у меня были мудрые наставники, верные друзья-коллеги и самые хорошие ученики. Я желаю всем успехов, добра, чтобы моя школа всегда была в числе лучших в городе.
Говорят, человек счастлив, когда он с удовольствием идет на работу, но и с не меньшим удовольствием возвращается домой. А для учителя это особенно важно. Здесь его самые близкие люди, здесь он отдыхает, восстанавливает свои силы. Я благодарна своему мужу Евгению Викторовичу за поддержку и понимание. Мы с ним скоро отметим золотую свадьбу. У нас двое детей. Сын Дмитрий закончил МИФИ, живет и работает в Москве. У него хорошая семья. Дочь Ирина закончила Красноярский университет, работала в школе 106 и 180, в методическом центре УО, сейчас – в отделе образования администрации города. Продолжает династию учителей. У нее тоже хорошая семья. Подрастает пять внуков. Они все нас радуют.
Работая в школе, я всегда была на общественной работе: КИД, в профкоме школы, 8 лет – председателем профкома. Постоянно участвовала в соревнованиях между школами города (лыжи, плавание, стрельба). Сейчас являюсь членом Совета ветеранов от нашей школы 101. Подросли внуки, у меня появилось время заняться любимыми делами: путешествую, вяжу, читаю. Летом – работа на даче, зимой – бассейн, клуб «Садовод». Увлеклась тестопластикой. Сама делаю венецианские маски. Во время посещения Венеции была восхищена их красотой. А потом судьба свела меня с талантливым человеком – Аленой Полуниной из библиотеки Гайдара. Несколько мастер-классов, и сейчас у меня нет проблемы свободного времени, подарков и сувениров. Уже внуки этим увлеклись. Мой девиз в жизни «Жить нужно интересно».
За мой скромный многолетний труд в 101-й школе я получила медаль «Ветеран  труда», звание «Отличник народного образования», медаль к 100-летию профсоюзов, грамоты. Очень радостно и приятно, что к 50-летию школы я получила благодарственные письма администрации школы и города.
Я думаю, что у меня со 101-й еще много дел…  Дай-то Бог!

Кузина Нелли Сергеевна. Родилась в 1940 году в селе Кежма Красноярского края. Закончила в 1962 году Красноярский пединститут, факультет иностранных языков. 47 лет проработала в школе 101 г. Железногорска учителем немецкого языка. Сделала 5 выпусков.