ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас,который испытывает школьник. Подобный недуг мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставит крест на детях со средними способностями.

 

Научного определения школьного невроза пока не существует, этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося. Наиболее распространённое определение новой «болезни» звучит так: несовместимость особенностей личности учащегося и школьной ситуации.
Под особенностями личности понимается и необычный стиль мышления, и повышенная тревожность, и высокий творческий потенциал, и заниженная самооценка, и гиперответственность, и беспечность – и всё это норма, особенности нормального ребёнка – ученика. Новая болезнь ширится и крепнет, став нормой у первоклассников, у гимназистов, у отличников и троечников.
Невроз у ребенка – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. Родители порой вносят в развитие неврозов свой существенный вклад. Первый вопрос, который задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Какие оценки получил?» Но задумывался ли кто-нибудь из пап и мам, как чувствует себя их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередной неудачи обычно следует либо упрёк, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.
Приметами школьного невроза могут быть: срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, закушенные губы, влажные ладони, изгрызённые ногти, плохой сон и аппетит, нервный тик, заикание, нарушенное внимание, сниженная память, быстрая утомляемость, энурез. Ещё – аллергии, диатезы, частые простуды, сухая слизистая носоглотки. Нервная система не успевает справиться со страхом, который порождает школьная ситуация, и перестаёт обслуживать такие мелочи, как кожа и слизистая оболочка. Дальше будет несварение, а потом гастрит. Ухудшится зрение. Будет болеть голова. Любому человеку нужен личный опыт преодоления себя, преодоления ситуации, противостояния с другими людьми, но ребёнку самому с этим не справиться, ему нужна деликатная и действенная помощь.
Нервным ребенок может быть от рождения, а может стать таким впоследствии. Сложность заключается в тесной взаимосвязи, с которой сталкиваются родители: ведь часто нервность – результат плохого воспитания, а воспитывать нервного ребенка сложно. Таким образом, симптомы школьного невроза нарастают, а взрослые не знают, какими методами воздействовать. О школьном неврозе говорят, когда у ребенка наблюдаются неосознанные тревожные симптомы и страхи, связанные с посещением школы. Это сопровождается соматическими симптомами: рвотой, тошнотой, головной болью, которые развиваются перед посещением занятий.
Сухомлинский, изучавший школьные неврозы на протяжении нескольких лет, пришел к выводу, что все дети по-разному реагируют на несправедливое отношение учителя. У кого-то возникает взвинченность, у кого-то – мания несправедливых обид, преследований, у одних – озлобленность, у других – показательная беззаботность, у кого-то – безучастность, у кого-то – страх перед наказанием. Поведение может сопровождаться кривлянием и паясничанием, ожесточенностью.

Причины возникновения

Невроз может развиться под влиянием биологических, филогенетических, психологических факторов. После рождения человек долгое время находится в состоянии беспомощности и зависимости, которое тесно связано со страхами. Из этого развивается потребность в любви, которая сопровождает людей на протяжении всей жизни.
Неврозы у детей – наиболее распространенная форма нервно-психической патологии. Неврозы становятся проявлением проблем взаимоотношений между людьми, поиска любви, самовыражения. Изначально неврозы это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье. В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.
Как правило, родители сами имеют большое количество личных проблем, в некоторых случаях тоже страдают от невроза, а манера воспитания ребенка основывается на общепринятых принципах и своем опыте, при этом индивидуальные черты детей не учитываются. Эта точка зрения позволяет сделать вывод, что невроз у ребенка является следствием родительских проблем, зачатки которых сформировались еще в прародительской семье.
Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.
Как следствие, рост количества неврозов у родителей вызывает аналогичный рост у детей, поэтому в такой ситуации крайне важно при необходимости оказать своевременную и квалифицированную психологическую помощь и взрослым.
Профилактика школьных неврозов

Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.
Нарушено целеполагание, что связано с нерешительностью, характерной для такого типа личности. Подготовка к учебе всегда сопровождается негативно окрашенными эмоциями, неспособностью концентрироваться, возникновением проблем с памятью. При возникновении трудностей дети с повышенной тревожностью не в состоянии проявлять гибкость в выборе цели и методах ее достижения. Факты неуспешности прочно сохраняются в памяти, создавая негативную ауру. Перечисленные характеристики поясняют, по каким причинам усвоение знаний дается с трудом. На основании этого можно выработать рекомендации профилактического, коррекционного, развивающего характера, которые будут способствовать формированию адекватных социальных мотивов и самооценки ребенка.
Особенности коррекции заключаются не только в том, чтобы снизить само состояние тревожности у ребенка, но и трансформировать структуру личности таким образом, чтобы школьник мог в полной мере реализовать свои возможности и таланты, не растрачивая свой потенциал на негативные переживания и фобии.
Низкая общительность ребенка с неврозом вызывает дополнительные проблемы в классе, связанные с негативным отношением сверстников. Для детей с неврозом характерно проявление таких невротических реакций, как заикание, энурез, тики, обгрызание ногтей. Наблюдаются предметно-фиксированные страхи, нарастание тревожности, которые сопровождаются учащенным сердцебиением, перед написанием проверочных работ. Развитие психосоматических расстройств, пограничных психических заболеваний является следствием недостаточного внимания к тревожному типу личности школьника. В борьбе с этой проблемой важно определение правильной стратегии. Необходимо внушать ребенку уверенность, поддерживать его при постановке задач, сопровождать процесс их решения, оказывая при необходимости помощь. Следует следить за организацией процесса обучения. Благоприятно скажется вовлечение ребенка в решение творческих задач, а также содержательный, развернутый анализ результатов с подчеркиванием достижений.
Для детей с неврозами не рекомендуется использовать оценочную систему, так как низкая оценка может усугубить ситуацию, преумножив состояние тревожности. Стандартная школьная отметка отражает усредненный результат. Более эффективным методом считается использование дифференцированной системы оценок, которые бы по отдельности показывали результаты за усилия, старания, прилежание и за итог работы.
Необходимо использовать дозированные задачи, которые будут иметь нарастающую сложность. Педагог должен осознавать трудность ситуаций, с которыми сталкивается ребенок с неврозом и постоянно подкреплять его уверенность подсказками, подчеркиванием успехов.
Учителю следует соблюдать темп работы, который будет соответствовать способностям такого школьника. Работа по укреплению уверенности в собственных силах должна проводиться постоянно. Важной составляющей является налаживание социальных контактов и мотивации к общению. Также важна концентрация на нравственном воспитании ребенка, коррекции социально-неадекватного поведения, заниженной самооценки.
Дети с неврозом стараются изолироваться от общения. Поэтому лечение школьного невроза должно быть направлено и на преодоление этого комплекса. Различные тренинги, а также создание благоприятной для общения среды, укрепление позиций ребенка в классе и во внешних коллективах – меры, которые будут способствовать выздоровлению.
Для успеха необходимо объединять усилия учителя, психолога, врача по лечению неврозов. Психолог после проведения психодиагностики занимается корректирующей работой, направленной на устранение нарушений, вызвавших невроз. Учитель должен принять меры для ликвидации факторов, создающих стрессовые ситуации, которые способствуют формированию и усилению невроза. Врач назначает лечение, основанное на использовании психогигиенических, психотерапевтических, медикаментозных методов.

По материалам сайтов: http://nerv.hvatit-bolet.ru/shkolnyj-nevroz.html

http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2016/02/06/shkolnye-nevrozy

© 2024. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя Школа №101 с углубленным изучением математики и информатики" 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская 52, sch101sch@yandex.ru, (39197) 75-99-60