Школа №101

Контакты Фотогалерея Форум Гостевая книга
 
Обучение схематизации
Автор: Наталья Андреева   
29.12.2015 03:52

 

Методика формирования умения схематизировать

Организация третьего этапа обучения схематизации на основе алгоритма

 

 

 

 Методика формирования умения схематизировать

Организация третьего этапа обучения схематизации на основе алгоритма

Алгоритм действий

Индивидуальная работа.

  1.  Прочитай первый абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками.
  2. Прочитай еще раз первый абзац. О чем говорится в тексте? Нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в первом абзаце.
  3. Прочитай второй абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками.
  4.  Прочитай еще раз второй абзац. Добавь в схему, построенную для первого абзаца, то о чем говорится во втором абзаце или построй еще одну схему.
  5. Сделай тоже самое после прочтения каждого абзаца.

Фрагмент учебного занятия «Русский язык», 5 класс. Тема: «Обучающее изложение»

Для проведения занятия учитель готовит текст изложения и алгоритмы действий учащихся.

В начале занятия учитель читает текст «Как пчела ландыша нашла» (В.А. Сухомлинский).

Вылетела Пчела из улья, покружила над пасекой. Слышит, где-то далеко-далеко звенит колокольчик. Полетела Пчела на звон колокольчика. Прилетела в лес. На поляне – ландыши. Каждый цветок – маленький серебряный колокольчик. В середине – золотой молоточек. Бьет молоточек по серебру – раздается звон. И в степи, и на пасеке слышно. Вот как Ландыш зовет Пчелу.
Опустилась Пчела на цветок, взяла нектар.
– Благодарю тебя, Ландыш, – сказала Пчела.Цветок молчал. Он не умел говорить. Он только смутился, опустил головку. Пчела поняла: это Ландыш отвечает на ее благодарность.Понесла Пчела нектар детям.

После прочтения учитель предлагает детям алгоритм действий.

Алгоритм действий

Индивидуальная работа.

1. Прочитай первый абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками. Ответь на вопрос: «Почему не нужно изображать отдельным знаком ландыш?».

2.Прочитай еще раз первый абзац и нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в первом абзаце? Отметь на схеме два отдельных места: где живет пчела, где растут ландыши. Обозначь условным знаком полет пчелы.

3.Прочитай второй абзац. Ответь на вопросы: «Что сделала пчела? Почему ландыш не ответил пчеле?»

4.Прочитай еще раз второй абзац. Добавь в схему, то о чем говорится во втором абзаце? Покажи схематично взаимоотношения между пчелой и ландышем.

5. Прочитай третий абзац. Замени условным знаком нектар. Ответь на вопросы: «Что сделала пчела? Кого называет автор текста детьми?».

6.  Прочитай еще раз третий абзац. Обозначь схематично обратный полет пчелы.

Работа в паре.

7.Найди напарника, рассмотри его схему. Выясни, почему именно такими условными обозначениями напарник нарисовал объекты и персонажи.

8.Расскажите друг другу по очереди содержание текста.

 

На следующем этапе занятия учащиеся пишут изложение.

По окончании проводится рефлексия по вопросам:

1. Что помогло понять текст?

2. Что помогло написать изложение?

 

фрагмент урока математики в первом классе, разработанный на курсах повышения квалификации

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 28.01.2016 06:49