Школа №101

Контакты Фотогалерея Форум Гостевая книга
 
Как писать эссе по обществознанию.
Автор: Елена Гегельская   
25.12.2015 15:04

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем – либо.

 Писать эссе полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

В своей статье хочу рассмотреть структуру эссе по обществознанию  и дать некоторые рекомендации ученикам, которые им помогут в написании эссе  на экзамене. 

Начнем со структуры эссе.  Условно эссе можно разделить на три части: введение, основная часть и заключение.

 

 Введение :

1) Четкое указание проблемы высказывания: «Избранное мною высказывание касается проблемы….», «Проблема данного высказывания заключается в….»

3)  Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы) «Всех волнует вопрос…», «Актуальность данной темы заключается в …»

4)  Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения

5) Представление автора и его точки зрения «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»

Будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

 

Основная часть эссе:

 6) Своя интерпретация данной фразы ,своя точка зрения (согласен ты или нет)) «Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»

 7) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе. 

8) Аргументация:

                              а) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 2-3 аспектов теоретического раскрытия темы. Например: раскрыть само понятие, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.

                                  б) Практическая аргументация или пример из общественной жизни, истории, литературы.

 

Заключение:

9) Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод. Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Стоит разобраться с терминологией.

Тезис- положение (суждение), которое требуется доказать.

 Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. 

 

Рекомендуемая структура экзаменационного эссе:

Введение 20%

Основная часть 60%

Заключение 20% 

 

Несколько советов,которые пригодятся в процессе обучения .

Совет первый .Поймите, что от вас требуется при написании сочинения: раскрыть проблему, поставленную автором высказывания и разные ее аспекты. Что такое проблема? Это ситуация, в которой есть противоречие между двумя и более элементами. 

                                         тезис 1                                     аргумент

 

Проблема                                                                                                                  вывод

                                       Тезис 2                                    аргумент       

  

Совет второй . Излагайте свои мысли логично, чтобы из тезиса вытекала аргументация. Но имейте в виду, что если будет только один тезис, то баллы будут снижены, так как надо раскрыть разные аспекты проблемы. Но тезисов может быть и больше двух!

Совет третий. Для иллюстрации тезисов необходимо знать много фактов. Где их брать?  Постарайтесь посмотреть новостные телеканалы, почитать газеты, официальные новостные сайты и записать по каждой теме курса обществознания два-три факта. Далее их нужно просто запомнить и написать несколько эссе по этим темам! Выпиши себе в тетрадь по 10-20 фактов общественной жизни по каждой сфере жизни общества (экономической, социальной и пр.) и выучи их!

Совет четвертый. Одним из требований к оценке написания эссе по обществознанию является использование терминов по данной теме. Берете высказывание, определяете, к какой теме курса обществознание оно относится. Далее ищете ВСЕ термины, которые есть в данной теме, выписываете их, отбираете те, которые будете использовать в эссе и используете их! То есть пишете сочинение с использованием этих выбранных терминов.

 

Что может усилить и украсить эссе:

1. Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

2. Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

 

Клише, которые можно использовать при написании эссе.

 

Вступление:

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что..

Основная часть:

Во-первых,…Во-вторых,…В-третьих,…Рассмотрим несколько подходов,…Проиллюстрируем это положение следующим примером,…С одной стороны, …С другой стороны,…Например, …

 

Заключение:

Подведем общий итог рассуждениям…Итак, .. Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания… Таким образом,…

Успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано её излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные высказывания.

 

 

Обновлено 20.03.2017 02:48