Школа №101

Контакты Фотогалерея Форум Гостевая книга
 
Изучение мотивационных установок школьников при обучении английскому языку
Автор: Ирина Новоженцева   
25.03.2014 06:19

       Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника. [Маркова А. К. 1990.]   

 При рассмотрении проблемы повышения мотивации, формирования положительных мотивационных установок необходимо исходить из того, что в процессе обучения взаимодействуют следующие составляющие:
•    ученик, и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками, какие мотивы побуждают его к деятельности;
•    учитель, и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приёмы, средства и формы обучения;
•    сам предмет «иностранный язык» - то есть, языковые и речевые единицы, которые должны быть освоены учащимися.
       Таким образом, при формировании положительной мотивации к предмету у младших школьников необходимо учитывать особенности их возраста, как мы их обучаем и чему обучаем. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его  самостоятельной деятельности  средний. Учителю английского языка при изучении личности ученика, работая над мотивационными установками  при подготовке к уроку, необходимо выявить взаимосвязь трёх основных личностных характеристик:
•    отношение к предмету английский язык;
•    характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса;
•    насколько самостоятельно ученик может выполнять учебные действия.
       Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.  Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Поэтому мотивационная установка здесь – желание знать то, что ново, интересно, ярко и образно представлено.
          Основываясь на этих данных, учителя  подбирают методы, приёмы, средства обучения. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла  слова учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. В связи с вышесказанным очень полезно в  школах  проводить семинары по использованию  на уроках современных педагогических технологий таких, как обучение в сотрудничестве, проектной методики, новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, игровых технологий. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.
Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому учителю надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. 
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
       Учитель для начала может разделить учащихся условно на 5 групп, опираясь на уровневый подход в формировании учебной мотивации.  Для того, чтобы выстроить дальнейшую работу по выявлению доминирующих мотивов, необходимо провести диагностику доминирующих мотивов.
А.К. Маркова говорит о приеме «неоконченное предложение», который позволит выявить мотивационную установку и доминирующий  мотив. [Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. 2006.]Ребятам предлагается закончить предложение.
Я учу английский, так как…
1.на уроке интересно (познавательный мотив).
2. заставляют родители (мотив избегания неприятностей).
3. хочу больше знать (познавательный мотив).
4. в будущем хочу иметь хорошую работу (мотив самоопределения).
5. хочу доставить радость родителям (мотив благополучия).
6. не хочу отставать от товарищей (мотив престижа).
7. нравится учиться (узко-познавательный мотив).
8. хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования).
9.не хочу опозорить класс (мотив избегания неприятностей).
По ответам детей определяется круг мотивационных установок и мотивов, составляется диаграмма по каждой группе учащихся.
      Анкетирование среди уч-ся 3б, 5 а классов МБОУ СОШ № 101 г. Железногорска Красноярского края на определение доминирующих мотивационных установок показало следующее:

 

Всего учеников во 2б классе

21 уч-ся

Мотивационная установка

Кол-во учащихся

Хочу больше знать

12 уч-ся

Хочу доставить радость родителям

4 уч-ся

Нравится учиться

3 уч-ся

Хочу быть культурным человеком

1 уч-ся

Не хочу опозорить класс

1 уч-ся

 
 
 Можно сделать вывод, что доминирующим является познавательный мотив. Ребята данного класса открыты для восприятия новых знаний и охотно сотрудничают с учителями-предметниками. Они активно участвуют во внеклассных мероприятиях и любят выполнять творческие задания. Но учителям, школьному психологу и родителям необходимо обратить внимание на учащегося, мотивационная установка которого «Не хочу опозорить класс». Данная мотивационная установка говорит о том, что доминирующим мотивом данного ученика является мотив избегания неприятностей. Необходимо выявить причину возникновения данного мотива и поработать над повышением самооценки уч-ся.
 

Всего учеников в 5а классе

25 уч-ся

Мотивационная установка

Кол-во учащихся

В будущем хочу иметь хорошую работу

8 уч-ся

Хочу доставить радость родителям

7 уч-ся

На уроке интересно

5 уч-ся

Хочу больше знать

3 уч-ся

Нравится учиться

2 уч-ся

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
В 5а классе доминирующим является познавательный мотив. Но в выпускном классе начальной ступени уже начинает формироваться мотив самоопределения. Мы видим, что 8 учащихся выбрали мотивационную установку «В будущем хочу иметь хорошую работу». Это говорит о том, что под влиянием родителей, учителей ребята начинают осознавать значимость английского языка в будущем. На этапе целеполагания учитель английского языка может опираться на данный мотив, развивая его.  Конечно, мотив благополучия в семье является для ребёнка определяющим. Учителям не надо забывать об этом и привлекать родителей к образовательному процессу: проводить открытые уроки с приглашением родителей (создавая для ребёнка ситуацию успеха); устраивать внеклассные мероприятия, праздники, выставки творческих работ. Требования современного ФГОС – наличие у каждого ребенка собственного портфолио, которое может содержать все творческие работы учащихся.

   Опираясь на доминирующий мотив, учитель выбирает вид деятельности, методы и приёмы по работе с конкретным учеником, он ищет способы повышения мотивации на разных этапах обучения.
Интересной, на мой взгляд, является методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, предложенная Т.Д. Дубовицкой. Диагностика  может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения английскому языку в частности.
Цель методики— выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими  предмета английский язык.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.
Содержание теста-опросника.
Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
верно                                  (+ +);
пожалуй, верно                 (+);
пожалуй, неверно              (–);
неверно                              (– –).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
1.Изучение английского языка даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3.В изучении английского языка  мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4.Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
5.Трудности, возникающие при изучении английского, делают его для меня еще более увлекательным.
6.При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу, веду словарь.
7.Считаю, что трудные правила по английскому языку можно было бы не изучать.
8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9.На занятиях по английскому у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13.По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14.Считаю, что все знания по английскому языку являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с английским.
18.Английский дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19.Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20.Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ
Да    1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет    3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.[ Дубовицкая Т.Д. 2002.]
Проведя данную диагностику, учитель определяет для себя ряд учащихся, уже заинтересованных его предметом, а, следовательно, нуждающихся в поддержании этого интереса, и учащихся с внешней мотивацией, с которыми необходимо проводить более тщательную работу по выявлению доминирующей мотивации с привлечением родителей и школьного психолога.
    
ЛИТЕРАТУРА
1.    Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б., Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников// Педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина – СПб.: Питер, 2006. 412 с., С. 45-57.
2.    Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. 96 с.
3.    Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45.[ Электронный ресурс ]http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n2/2259.shtml (дата обращения 05.08.2012).

 
 
Обновлено 22.04.2014 00:05