Школа №101

Контакты Фотогалерея Форум Гостевая книга
 
Современные технологии обучения английскому языку
Автор: Ирина Новоженцева   
25.03.2014 05:44
Игровая технология
Игровая деятельность эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Учитель всегда должен помнить о соответствии игры возрасту детей и изучаемой теме. Необходимо, чтобы в игре было задействовано как можно большее число учащихся. Нужно удостовериться, что инструкция усвоена и понятна всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.
       Обучающая игра - есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе обучающей игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Учителя, работающие  в начальной школе, могут использовать следующие типы игр:
•    лексические игры;
•    грамматические игры;
•    фонетические игры;
•    орфографические игры;
•    творческие игры.
Примером лексической игры может служить следующее стихотворение для физкультминутки:
Bend your head!
Bend your knee!
Grow as tall
As a tall tree!
Raise your head!
Jump up high!
Wave your hand
And say «Goodbye!»

Известны следующие лексические игры: «Снежный ком», «Избалованный кролик», «Домики для слов», «Незнайка», «Школьная столовая», «Задай вопрос!» и т.д.[ Макиенко Е.И. 2008.]
Игра «Избалованный кролик».
Сначала роль Избалованного Кролика исполняет учитель, затем – дети.
Кролик. Dear sisters, dear brothers! I’m hungry! I’m very hungry.
Ученик. Do you want (would you like) ham?
Кролик. No, I don’t. I don’t want (wouldn’t like) ham.
Ученик. Do you want cheese?
Кролик. No, I don’t. I don’t want cheese. I want a sweet,
Ученик. Oh! Here you are!
Кролик. Thank you!
Ученик. You are welcome.
Кролик. Dear sisters, dear brothers! I’m thirsty! I’m very thirsty!
Ученик. Do you want apple juice?
Кролик. No, I don’t want apple juice.

(И т.д., пока дети не перечислят все известные им названия фруктов и овощей, из которых делают соки. Отчаявшись, они спрашивают все вместе: «What do you want?». Кролик отвечает: «I want milk!») Примером грамматической игры может служить игра «Грамматическое лото». При изучении темы «Три основные формы глагола». Учитель готовит большие карточки с формами глагола, раздаёт их в любом порядке ученикам. Один ученик выходит к доске. Два других ученика со своими карточками должны подойти к нему так, чтобы получились три формы. Так же можно разрезать предложение на карточки и составлять его всем вместе. Игра «Помоги Незнайке» учит ребят перефразировать высказывания.  [Каретникова А.А. 2010.]
Фонетических игр также очень много. Учитель создаёт речевую ситуацию и просит детей: «Давайте позовём кошку!» (звук [кс], слова:  box, fox, six, oxen) Учитель может спросить детей: «Как вы показываете горло врачу?» ([a: - a:], far, car, arm, farmer)
В поурочных планах по учебнику М.З. Биболетовой «EnjoyEnglish – 3» представлены следующие орфографические игры: «Аукцион правильных предложений», «Составь слова из букв», «Восстанови намокшее от дождя письмо» и т.д.
       Игра всегда предполагает принятие решения. Но для детей игра  - увлекательное занятие. Этим игра привлекает учителей начальной школы. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Можно выделить основные типы классификации игр:
•    по видам речевой деятельности: для обучения аудированию, говорению, пись¬му, чтению;
•    по виду деятельности: подвижные, интеллектуальные, социальные, психо¬логические;
•    по характеру педагогического про¬цесса: обучающие, тренировочные, кон¬тролирующие, обобщающие, воспита¬тельные, творческие, коммуникативные, диалогические, развивающие,  профори¬ентационные и т.д.
•    по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, дело¬вые, имитационные, игры драматизации.
В начальных классах для организа¬ции изучения английского языка можно выделить: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры, подвижные игры.
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.)наиболее доступные детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Например, изучая тему «Знакомство»,  учащиеся отрабатывают языковой материал ("What’s your name?”, “How are you?”, “Where are you from?” и т.д.) с использованием кукол, игрушек.  Ученики наделяются ролями, от разных лиц (героев) проговаривают изучаемые фразыПри изучении цветов, предметов одеж¬ды, частей тела человека используются различные куклы, животные.
 Дети учатся выстраивать простейшие предложе¬ния на английском языке:
Hello, I’m a bear. My name is Tom. I’ve got a jacket. It’s yellow. I’ve got jeans. They are blue.
: - Hello, I’m a mouse. My name is Mary. I’m grey. I’ve got two eyes, a small nose, and two big ears. I’ve got a long tail.

Другой пример. Учитель дает задание классу назвать все, что находится в учебной комнате, сгруппировав существительные по видам: части комнаты, мебель, учебные принадлежности.
Данный вид игр на занятиях ИЯ способствует развитию коммуникативных навыков.
Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной деятельности учащихся.  Ребята должны уметь действовать по правилам, т.е. они действуют самостоятельно по определённому алгоритму.
Авторы современных учебных пособий по иностранным языкам часто используют данный вид игр, предлагающих ученикам пройти путь вместе с каким- либо персонажем по иллюстрированному пространству. При этом запомнить и назвать все, что им встретилось на пути. Такие упражнения нацелены развивать память и мышление. Они интересны детям, поэтому при поддержке учителя ребята сами могут придумать и нарисовать такую игру.
Словесные игры – более сложные, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети оперируют представлениями, что способствует развитию мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоя¬тельные суждения, делать выводы и умо¬заключения, не полагаясь на суждения других. В игре учащиеся учатся осознавать себя личностью.
При обучении английскому языку в начальной школе словесные игры используются в качестве разминок, с целью повторения ранее освоенного материала и перехода от одного этапа урока к другому.
Учитель просит детей «накрыть стол» для завтрака/обеда/ужина/дня рождения. Что необходимо положить на стол (приборы, продукты, блюда)?
Учитель пишет на доске набор цифр для каждого ряда учащихся, ученики один за другим подходят к доске и каждый пишет прописью свою цифру.
Каждый ученик должен назвать существительное (слово по заданной тематике) и те слова, которые называли впереди сидящие ученики.
Назвать зимние/летние игры и виды спорта, домашних/диких животных, чем мы занимаемся летом/зимой.
Подвижные игры - самый увлекательный способ отработать произношение и расширить словарный запас детей. Совместное пение и движение всегда создают оживленную атмосферу на уроке.
К примеру, в игре «Лисичка» одного ученика выбирают на роль водящего - «лисы». «Лиса» сидит в углу на стульчике, «спит». Дети приближаются к «лисе» и говорят:
Foxy, Foxy,
Let us play!
«Лиса», «просыпаясь», отвечает:
I am hungry!
Run away!

Дети разбегаются. «Лиса» бегает по комнате, стараясь «осалить» кого-то из ребят, тот становится водящим.
Игра «Рыбалка» - из числа детей выбираются двое «ловцов». Они держат «рыбацкую сеть» (большой головной платок) за концы и поднимают руки вверх. Под сетью «проплывают рыбы» (остальные дети). Все хором произносят рифмовку:
Fish is tasty,
Fish is fat,
Fish is here -
In my net.

По окончании рифмовки «ловцы» накрывают платком того ребенка, который в этот момент пробегает между ними. Пойманный игрок заменяет одного из водящих. Игра продолжается.
 Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
Игра-разминка на повторение глаголов. Учитель дает команды: “Students, let’s run! (jump, swim, hop, fly, dance, etc.)”. Дети выполняют движения, соответствующие глаголам, до следующей команды учителя.
Ученики становятся в шеренгу. Учитель встает перед ними и называет части лица, тела. Дети должны закрывать или показывать только те части тела, которые называет педагог.
Игры-предположения.“Что было бы...?” или “Что бы я сделал...?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
Например, игра «Если...»: первый игрок говорит игроку рядом с ним, что он сделал бы, если, например, он нашел бы хорошую работу. Следующий игрок должен использовать окончание предыдущего предложения для составления его собственного предложения.
If I found a good job, I could earn more money.
If I earned more money, I could buy a new car.
If I bought a new car, I could have a nice trip.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
One face, two hands, it goes, yet stands (a clock).
Two brothers, but they don’t see each other (eyes).
It doesn’t have legs, but it jumps (a ball).
Clean, but not water, white, but not snow, sweet, but not ice-cream (sugar).
What is white when it’s dirty and black when it’s clean? (blackboard)
What has four legs but cannot walk? (a table)

 Игры-беседы (диалоги).В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.
Учитель говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года. « True or false».
Mike is swimming in the river”. Students: “It’s false”. Teacher: “It’s snowing;' Mike is swimming in the swimming pool”. Students: “It’s true” etc.
С целью обобщения требований к игре на уроке английского языка были, проанализированы игры, применяемые на уроках в начальной школе, это позволило сделать следующие выводы:
•    каждая игра должна давать упражне¬ния, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
•    в игре должны быть увлекательные задачи, решение которых требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
«Дидактизм» в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи учащимся и, как следствие, повышает качество обучения.[Букичева О.А. 2011.]  Игра формирует познавательные, социальные, личностные мотивационные установки, т.е. готовность узнавать новое, брать на себя разные социальные роли, осознавая себя как личность, готовность включаться в деятельность, решать задачи. 

Коллективные формы учебной деятельности
Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных. Индивидуальные способности детей могут развиваться в коллективных формах обучения. Так, коллективное (групповое) решение коммуникативных задач способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, взаимной поддержки, подлинно коммуникативной обстановки, поскольку общение-это процесс, требующий наличие партнёра. В младшем школьном возрасте у учащихся прослеживается интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов своей творческой работы. Учитель может организовать выставку творческих работ учащихся.
Метод проектов
       В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод  можно начинать применять в начальной школе под руководством учителя на этапе актуализации лексического навыка. Ребятам чрезвычайно интересно выбирать тему проекта, распределять роли внутри группы. Они с большим интересом оформляют свои творческие работы. К этой работе можно привлекать родителей. Примерами  таких проектов могут служить творческие работы учащихся младших классов по темам: «Книга о моей семье», «Мои любимые праздники», «Приглашаю в гости!», «Город моей мечты», «Мой любимый домашний питомец», «Спорт в нашей семье» и  т.д. Подобные творческие работы учащихся могут стать своеобразным подарком для их родителей. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. [Бухаркина М. 2005.] Метод проекта способствует формированию социальных, личностных мотивационных установок, так как ученик проявляет свою готовность действовать коллективно, отстаивать свою точку зрения.
Обучение в сотрудничестве
       Основная идея – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся с целью получения новых знаний и ликвидации пробелов. Одно важное условие должно быть соблюдено. У ребят должен уже быть навык самостоятельной работы.
       Обучение в сотрудничестве (cooperative  learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, другим требуются дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении  этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Например, при изучении темы «Вопросительные фразы» можно организовать группы, дав  задание уч-ся придумать вопросы для сказочных героев. Или ребятам можно дать общее задание по картинке. Каждый уч-ся должен придумать своё предложение, чтобы получился рассказ. Порядок высказываний определяет жребий или сами уч-ся по желанию. Слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственные знания.
Некоторые варианты обучения в сотрудничестве.
Student Team Learning (STL, обучение в команде). Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать:
а) индивидуально-групповую работу (Student-Teams–Achievement  Divisions - STAD) (одно задание на группу, группа готовится вся, но индивидуальное тестирование). На уроках английского языка  в младших классах по темам: «Притяжательный падеж имён существительных», «Степени сравнения прилагательных», «Простое прошедшее время», « Простое будущее время»,  «Порядковые числительные», «Множественное число имён существительных»  и т.д.  А также при выполнении разнообразных упражнений по работе с текстом.
б) командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT) (зачет всей команде в игровой форме (встреча «экспертов»), «эксперты» обучают остальных, выступающий назначается учителем). На уроках английского языка при прохождении тем: «Дни недели», «Составляем меню для школьников», «Любимые виды спорта и развлечения». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «В городе и на селе» можно выделить различные подтемы: характерные черты города, особенности жизни на селе, животные на ферме, животные в зоопарке. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.  Данные виды работы можно проводить при условии благоприятной атмосферы на уроке, когда ученики умеют работать самостоятельно и хорошо принимают на себя правила игры, обеспечивая этим хорошую дисциплину на уроке.   
       Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ученики учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. [http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-2.html]
Интерактивное обучение
Интерактивное обучение – это особым способом организованное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом с целью повышения эффективности усвоения учебного материала и развития общеучебных, коммуникативных и мыслительных умений учащихся. Интерактивное обучение реализуется на коллективных занятиях. Главные принципы данных занятий: индивидуализация, взаимодействие всех со всеми, сотрудничество, самоуправление. Работа в парах и малых группах является основой интерактивной технологии. Материал структурирован таким образом, что ученики вынуждены сотрудничать  и учиться друг у друга. При планировании занятий необходимо помнить о включенности каждого в учебный процесс, что подразумевает инициативу; о завершенности; о сотрудничестве; об успешности. Удовлетворение достигнутыми результатами, осознание своей успешности являются мощными мотивационными стимулами  для движения вперёд. На мой взгляд, очень интересной является методика, о которой говорит методист Л. Л. Волштейн  в своей статье «Карточки-ключи как способ интенсификации обучения иностранному языку на интерактивных занятиях».  «Карточки-ключи» - разновидность методики тренажа. Ученики получают карточки А и В с заданиями. У ученика с карточкой А заданием для выполнения является то, что у ученика с карточкой В уже написано в карточке и наоборот.
Обновлено 25.03.2014 06:26